se_boy (se_boy) wrote,
se_boy
se_boy

Categories:

ВелоКрым: На велосипеде по айпетринской яйле, часть первая

Немного лирики. Покупать на Ай-Петри продукты дорого – шашлычники свой барыш не упустят, имело смысл запастись едой заранее – вечером. Разумеется, я забыл, что к вечеру ни в одном магазине Алупки нельзя достать хлеб, он в качестве раритета подается только в ресторанах, причем каждый кусок оплачивается отдельно и отдельно представляется в счете. Пришлось довольствоваться баранками. Также в качестве легкого пайка были куплены: "лапша швидкого приготування" и рыбный деликатес в виде банки шпрот. Это с нашей с Сашей стороны.

Но так как поехали мы втроем вместе с моим замечательным другом Машей (все время удивляюсь – почему слово "подруга" люди воспринимают как синоним слова "девушка"?), так вот, в общем, с Машей мы поехали, и она внесла разнообразие в паек в виде гречневой каши и огурцов…

Купола псевдообсерватории





"Что это вы, батенька, все о жратве да о жратве…" А что делать? Как педали повращаешь несколько десятков тысяч раз, рот на любую еду сам открывается – как у собаки Павлова.

Итак, еще немного съедобной лирики. В Крыму – не скажу за всю Украину – сформировался свой словарь продуктов. Например, когда в один из дней мы пошли в ресторанчик и попросили морс, нам принесли томатный сок. Оказалось, что существует такое понятие, как морс из помидоров.

В алупкинских магазинах я раз за разом вступал в споры с продавщицами, которые не могут понять фразы "дайте, пожалуйста, батон хлеба". Они всегда переспрашивают: "вам батон или хлеб?" "Хлебом" на местном диалекте называется хлеб типа "кирпич", который можно есть только в свежем агрегатном состоянии. Спустя пару дней такой хлеб твердеет, и им можно пользоваться действительно как настоящим кирпичом либо отбиваться от грабителей, если не дай бог нападут. Батоном же называется именно батон (к примеру, "нарезной"). Характерное отличие в чем: кирпич обычно подают с первым, вторым блюдами, батон подается с чаем в качестве сладкого.

В попытках вразумить продавщиц я каждый раз терплю крах. Фразы типа "помимо батона хлеба, существует еще батон колбасы" проходят мимо их внимания. Профессиональная глухота, ничего не поделаешь… Однако я отвлекся.

Проснулся я бодро в 6 часов утра. Правда, не по своей воле, а под дробь барабана. Первая мысль непроснувшегося мозга была: надеть этот барабан кому-нибудь на голову. Оказалось, что шел ливень с градом, и все это стучало по крыше фанерного домика. К счастью, гроза имеет тенденцию проходить, а еще существует такое понятие, как "другой бок". На него-то я и повернулся и продолжил спать.

В 8 утра (пока не жарко) мы захватили Машу и все вместе быстро доехали до канатной дороги. На наше счастье еще не было экскурсионных групп… Какая бы длинная очередь ни была (а можно в ней простоять и 3, и 5 часов), все экскурсии идут вне очереди. Так что даже если удалось почти подобраться к кассе, это ничего не значит: группа только что подъехавших скаутов из Большой Пыссы (есть такой город) в количестве сорока человек все равно пройдет первой.

Но утром все скауты еще спят или только едут, поэтому, недолго проторчав в очереди, мы загрузились в вагончик. Велосипеды пошли по цене детей до 12 лет. У канатки есть один неприятный момент. И хотя это случилось всего однажды за все разы, которые я ездил в этих вагончиках, в память событие врезалось накрепко. Иногда, в особо ветреную погоду, может налететь шквал. Тогда по инструкции тетенька, которая управляет вагончиком, стопорит ход и блокирует его. Шквал налетает, вагончик начинает хорошенько раскачиваться – вместе с тем, что внутри. Это, как правило, человек 25. С учетом того, что события разворачиваются на высоте 800-900 метров над землей, эффект, мягко говоря, оглушительный. В моем единственном таком случае двух женщин из вагончика, когда он прибыл наконец на станцию, выносили на руках, они были в глубоком обмороке.

Но так бывает редко, в этот раз с погодой повезло – прошедшая утром гроза сделала горизонт на редкость чистым.

2.



Нашей целью было покататься по яйле, попробовать подъехать вплотную к шарам так называемой обсерватории (На самом деле под белыми куполами находятся военные радары, которые контролируют водное и воздушное пространство вплоть до Турции. Для понимания масштаба, стоит сказать, что величина самых больших шаров примерно пять этажей.) и разведать подступы к маршруту вправо по горной гряде – в сторону Алушты.

3.



Ну, и самое главное – 14-километровый спуск до Ялты по серпантину!
Чем хороши крымские горы, они не однообразны. Кажущееся однообразие скорее возникает из-за большой засушенности летом. Чтобы найти наверху гряды свежую траву, в Крым надо приезжать весной, так как уже в первый месяц лета трава высыхает, становится ломкой, шуршит под ногами и крошится в труху. Чтобы не дать глазу утомиться с непривычки, желательно идти вдоль края обрыва и смотреть на то, что внизу.


4. Маша на краю с видом на Ялту и Медведь-гору



Дальше мы ушли от края и поехали вглубь плато. Шары псевдообсерватории вроде близко, а никак до них не доедешь. На следующей фотографии Саша показывает, что оттуда мы приехали.

5.



О дороге. Дорожное покрытие опять же – плохое. Попадались лишь отдельные участки относительно целого асфальта, и можно было спокойно разгоняться до 50-60 км/ч. На одном из таких отрезков попался УАЗик лесника. Спросили его, можно ли без разрешения проехать по заповеднику в сторону Алушты. Он ответил утвердительно, однако добавил, что придется платить штраф. Схема довольно любопытная. Так, если он нас поймает вне трассы, то мы заплатим штраф ему. Если будем упорно ехать дальше к Алуште, до попадем в сферу действия другого лесника, которому тоже придется платить. В общем, далее везде.

В итоге на перекресточке, где стоял замечательный плод конверсии - военный грузовик с надписью "мед" на борту, мы свернули налево и поехали к обсерватории.

6.



Но доехать до нее опять не смогли. Причиной тому стал GPS. Я как-то не очень доверяю всем этим электронным штукам, потому что считаю человеческую память понадежнее. Однако здесь прибор показал себя с лучшей стороны. Саша, внезапно остановился, посмотрел на экран приемника, простер руку влево и сказал: "Здесь в двадцати метрах есть пещера". Действительно, съехав с трассы, мы обнаружили карстовую воронку.

7.



Спускаться туда без снаряжения смысла не было, хотя хотелось. Аналогичная пещера находится недалеко от канатной дороги и называется "Трехглазка". Там, в карсте, на глубине 20 метров лежат вечные снега и температура минус 5 градусов. Из "Трехглазки", если не изменяет память, вырезали лед и свозили вниз во дворец графа Воронцова для бытовых нужд. (Если сейчас дорога на автомобиле от "Трехглазки" до алупкинского воронцовского дворца займет что-то около часа, можно представить себе, как этот лед ухитрялись довозить в то время!)

Мы снова взяли курс на обсерваторию с радарами, но тут внимание привлекла дорога, уходящая вправо, и, в общем-то, с неплохим асфальтом. Было решено сделать радиальный выезд, несмотря на возможное появление лесников.

8. Легкий стрипт… то есть намаз – чтобы не обгореть



9. Обгорать начал не только я, поэтому провели сеанс синхронного намаза




Впрочем, это не помогло. По возвращении назад обнаружилось, что и руки, и лицо все равно обгорели. После обмазывания мы сделали совместное фото и поехали разведывать территорию…

10.



Как оказалось, недолго. После одинокой фермы асфальтовая дорога кончилась, и пошел проселок, который в начале был ничего, но потом стало понятно, что далеко по природной щебенке не уедешь – нужно иметь не только запасные камеры, но и покрышки. Поэтому, доехав до какого-то логического конца, мы оставили велосипеды...

11.



...и немного прошли пешком до ближайшей господствующей высоты – оглядеться. При взгляде сверху стало понятно, что к обсерватории нас и близко не подпустят – на единственной дороге стоит блокпост. Но справа от горы, на которой располагается эта военная часть, есть еще одна такая же гора-близнец. Решили заехать на нее, пообедать и постараться все же сфотографировать купола.

Снова о пище. Проезжая на обратном пути через одинокую ферму, услышали кудахтанье кур. Тут же возникла идея – угоститься сырым яичком прямо из-под производителя. Диалог с бабушкой, которая на ферме живет, свелся к двум фразам:
- Бабуль, яичек продашь?
- Сынок, да я тебе так их дам, иди сюда.
Бабушка, видимо, так обрадовалась неожиданным посетителям, что вместо трех яиц вынесла пять. Так как в одной руке у меня был фотоаппарат, пришлось как-то изворачиваться.

12.



Держа яйца в руке, я задумался… Что-то они напоминали. Оказалось, то, что на горе:

13.



Мы быстро выпили свежайшие, еще теплые яйца и наконец поехали к цели нашего путешествия.

Другие записи про Крым из этой поездки:
Запись 1: Москва - Симферополь - Алупка
Запись 2: По городу
Запись 3: Ай-Петри, на велосипеде по яйле, часть первая. Эта запись
Запись 4: Ай-Петри, на велосипеде по яйле, часть вторая
Запись 5: Ласточкино гнездо - старое Севастопольское шоссе
Запись 6: Много крови!
Запись 7: Мыс Айя - Затерянный мир
Запись 8: Пешком по горам, часть первая
Запись 9: Пешком по горам, часть вторая
Запись 10: Перевал Байдарские ворота
Запись 11: Снова по городу
Tags: путешествия - Крым
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments